Представители Минэнерго США в ходе выступления на X Министерской конференции по чистой энергии в Ванкувере назвали американский сжиженный природный газ (СПГ) «молекулами свободы США».
«Молекулы свободы»
Оба представителя американского министерства энергетики в ходе своих выступлений высказали примерно одну и ту же мысль. Их слова приводит телеканал CNN со ссылкой на пресс-релиз ведомства, посвященный расширению производства СПГ в Техасе.
«Увеличение экспортных мощностей в рамках проекта Freeport LNG имеет решающее значение для распространения газа свободы по всему миру, предоставляя союзникам Америки разнообразный и доступный источник чистой энергии», — заявил замглавы Минэнерго США Марк Менезес.
Помощник министра по вопросам ископаемого топлива Стивен Уинберг также положительно оценил усилия ведомства по продвижению эффективной системы регулирования, «позволяющей молекулам свободы США поставляться по всему миру».
В пресс-релизе американского Минэнерго подчеркивается, что сейчас предприятие Freeport LNG может поддерживать экспорт СПГ в объеме до 5 млрд куб. футов (140 млн кубометров) в сутки. Этот показатель планируют удвоить к 2020 году. Расширение производства, о котором было объявлено на конференции в Ванкувере, добавит к мощностям до 0,72 млрд куб. футов (20 млн кубометров) в сутки.
Без особого удивления
Заявления американских чиновников о «газе свободы» могут вызвать только недоумение и вопросы «относительно их адекватности», заявил RNS заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
«В Европе такое заявление воспримут как очередной признак американского идиотизма, но их экономики отчасти зависят от США. С точки зрения нашего дискурса, это выглядит достаточно глупо, и в ответ на газ свободы можно сказать: хорошо, да, зовите врача», — подчеркнул эксперт.
Фролов добавил, что подобные слова также являются признаком американских культурных норм, поскольку США всегда пытались стать примером для остальных стран. По мнению эксперта, к громким заявлениям Вашингтона все уже привыкли, помня о стремлении страны к экономическому доминированию.
Мрачные перспективы
К оптимистичным планам Минэнерго США скептически относятся некоторые американские эксперты. Профессор Центра международных вопросов при Нью-Йоркском университете Кэролин Киссэйн в своей колонке для The Hill предположила, что Вашингтон может потерять свою долю рынка СПГ из-за разгорающейся торговой войны с Пекином. По ее мнению, позиции США вряд ли укрепятся благодаря решению Саудовской Аравии закупать американский газ, поскольку Эр-Рияд не сможет по объемам импорта заменить Китай.
«Одной из самых ранних мантр президента Трампа было энергетическое доминирование США. Фактически США достигли рекордного роста в 2018 году и стали чистым экспортером газа впервые за 60 лет. Но вырисовываются риски для экспорта», — пишет Киссэйн.
Пекин уже заявил о планах повысить пошлины на американский СПГ с 10% до 25% в ответ на схожие действия американской администрации. Поставки природного газа из Штатов в Китай резко упали после введения 10-процентных пошлин, которые привели к сокращению импорта за шесть месяцев с 35 до четырех поставок год-к-году.
Профессор отмечает, что Китай, являясь вторым по величине импортером сжиженного природного газа в мире после Японии, обладает в сфере энергоносителей существенным влиянием. Большинство экспортных проектов американских компаний основаны на ранее заключенных долгосрочных контрактах с Пекином, разрыв которых поставит их под угрозу.
Помимо этого действия Китая приводят к росту рыночного потенциала ряда зарубежных конкурентов, к числу которых Киссэйн относит Катар и Австралию, отмечает эксперт. В результате эти страны смогут обойти США в разработке СПГ-проектов, что в свою очередь «подорвет долгосрочную конкурентоспособность» Вашингтона.
Колумнист не исключает, что торговая война США и Китая в конечном счете изменит глобальный порядок. В частности, отсутствие поставок американского СПГ может стать дополнительным стимулом для развития инициативы «Один пояс — один путь», ведь Китай по-прежнему будет нуждаться в газе.
Пекин уже инвестировал $27,1 млрд в энергетическую инфраструктуру, в том числе СПГ-проекты в Евразийском и Индо-Тихоокеанском регионах, подчеркивает Киссэйн. По ее мнению, инициатива «Один пояс — один путь» поможет Пекину в стремлении к «мировому лидерству», поскольку предполагает увеличение доли владения Китая в важных инфраструктурных объектах и расширяет влияние страны.
Вызывает беспокойство Киссэйн и возможное укрепление китайско-российского альянса. По ее оценке, после отказа от американского СПГ зависимость Пекина от российских газопроводов увеличится. При этом Москва уже приступила к наращиванию своего присутствия в регионе, начав переговоры с Южной Кореей и Японией — близкими союзниками Вашингтона.
«Благодаря стабильной поддержке России и ее партнеров по инициативе “Один пояс — один путь” Китай может более уверенно выступать в роли сверхдержавы, конкурирующей с США, что может сигнализировать о прекращении гегемонии США», — подчеркивает Киссэйн.
|