-->
К северо-востоку от китайского приморского города Далянь шоссе заканчивается блок-постом, охраняющим подступы к стратегическим хранилищам нефти КНР. Вид на хранилище, расположенное за воротами, закрыт горами. Столь же неочевидны и перспективы спроса на нефть в Китае. Когда цены на нефть на международном рынке в прошлом году упали, потеряв более 50% в течение 6 месяцев, Китай стал активно ее покупать.
Падение цен на нефть облегчило действия по заполнению нефтехранилищ, которые правительство и нефтяные компании Китая создали для укрепления энергетической безопасности. Китайские покупки нефти оказали поддержку мировому спросу, а импорт нефти в КНР в прошлом году возрос на 9,5%. Китай активно ввозил нефть из Ближнего Востока, России и других регионов мира.
Эти покупки осложнили задачу компаний, трейдеров и правительств других стран по оценке реального спроса на нефть в Китае. Закупки нефти для пополнения хранилищ затруднили оценку текущих потребностей китайских НПЗ в нефти и их дальнейшей динамики.
Такая проблема существует и при оценке китайского спроса на других рынках. Пекин поддерживает резервы ряда сырьевых товаров, например свинины, соевых бобов и хлопка, однако надежные данные по спросу и предложению этих товаров в КНР не всегда имеются.
КНР стала одним из ведущих мировых импортеров нефти, и, согласно некоторым оценкам, она уже ввозит больше нефти, чем США. Определение потенциала дальнейшего роста китайского импорта имеет важное значение для прогнозирования цен, особенно потому, что падение мировых цен на нефть было вызвано тревогой относительно перспектив спроса.
«Китай построил огромное количество хранилищ, которые должны быть заполнены», — заметил Томас Пью из Capital Economics. Однако когда КНР до конца заполнит эти хранилища, совсем не ясно.
Темпы роста китайской экономики снижаются, что влияет на темпы роста спроса на нефть. Экономические индикаторы позволяют предположить, что без учета накопления запасов в хранилищах рост спроса может оказаться более слабым.
Нехватка надежных данных о китайских резервах является «очень крупной проблемой мировых рынков нефти», замечает Кеисуке Садамори из Международного энергетического агентства (МЭА).
МЭА предписывает своим странам-участницам поддерживать резервы нефти в объеме, необходимом для удовлетворения спроса в течение 90 дней на случай перебоев с поставками. Хотя КНР не участвует в МЭА, страна имеет собственную программу запасов и уже многие годы активно пополняет хранилища.
Закупки нефти для китайских резервов возросли этой осенью. В октябре China National United Oil Corp., подразделение китайской национальной нефтяной компании China National Petroleum Corp. (CNPC), занимающееся торговлей нефтью, приобрела на сингапурском рынке 23,5 млн баррелей нефти. Этот объем был доставлен в страну на 47 танкерах, сообщили сингапурские трейдеры. После этого китайская национальная нефтяная компания покупает нефть менее активно.
В предыдущие десять лет потребность страны в импортной нефти росла, а объем добычи внутри страны достиг «потолка» и перестал расти. В этой связи резко вырос объем инвестиций в новые проекты по всему миру.
Суммарный объем мировой добычи нефти вырос более чем на 15% с 2000 года, согласно данным Минэнерго США, даже в условиях резкого сокращения объемов потребления нефти в США в указанный период.
При поддержке китайских властей крупные национальные компании стремятся обеспечить поставки нефти из-за рубежа, поддерживая тесные связи с такими производителями, как Саудовская Аравия. Кроме того, китайские компании строят сеть трубопроводов для поставок нефти из Центральной Азии. Для экспортеров спрос в Китае стал еще более значимым в условиях, когда США переходит на потребление собственных нефти и газа со сланцевых месторождений.
В прошлом месяце танкер с ближневосточной нефтью через Индийский океан впервые прибыл в китайский нефтеналивной терминал у юго-западных берегов Мьянмы. Через этот терминал нефть в скором времени будет перекачиваться по трубопроводу в юго-западные районы КНР. Таким образом, поставки нефти на китайский рынок будут идти существенно быстрее.
В октябре же на севере Китая власти провинции Хэйлунцзян сообщили, что добыча на месторождении Дацин сократится на 11 млн баррелей в этом году. Данное месторождение обеспечивает примерно четверть суммарного объема добычи нефти в Китае. Это старое месторождение, и добыча нефти на нем требует больших затрат, поэтому ему трудно конкурировать с дешевой нефтью, доступной на мировом рынке.
Тем не менее, несмотря на то, что Китай активно импортирует нефть, рост спроса в этой стране замедляется на фоне уменьшения темпов роста национальной экономики.
Спрос на нефть рос примерно на полмиллиона баррелей в день каждый год в 2003-2012 годах. Согласно прогнозу МЭА, что к концу текущего десятилетия годовой рост спроса на нефть в КНР уменьшится до 250 000 баррелей в день.
Перед тем, как спрос начал сокращаться, «два из каждых пяти баррелей роста мирового спроса на нефть приходились на Китай», отмечается в отчете МЭА о перспективах рынка нефти, опубликованном в этом месяце.
Об аналогичной тенденции свидетельствует и другой индикатор — видимый спрос на нефть в Китае, то есть объем нефти, переработанной внутри страны, а также нетто-импорт нефтепродуктов. В течение 10 лет рост указанного спроса составлял 6% в год, однако за последние два года рост видимого спроса замедлился до 2-3% в год. Ожидается, что такие темпы будут сохраняться в течение нескольких следующих лет, по данным МЭА и Минэнерго США.
Учитывая снижение внутренней производственной активности, китайские НПЗ уже столкнулись с проблемой избытка запасов нефтепродуктов, таких как бензин. По словам аналитиков, это будет ограничивать темпы наращивания новых перерабатывающих мощностей, которые являются одним из индикаторов будущего спроса на нефть.
В этом году рост загруженности нефтеперерабатывающих мощностей составит 380 000 баррелей в день против роста на 636 000 баррелей в день в прошлом году, прогнозирует Иван Шпаковски, аналитик Citi Research.
Объем пополнения стратегических запасов остается одним из универсальных индикаторов. Программа пополнения стратегических запасов, запущенная властями в прошлом десятилетии, состоит из трех этапов. Ожидается, что к 2020 году в рамках этой программы будет построено более 10 нефтехранилищ по всей стране. В ноябре вышел один из немногочисленных отчетов Национального бюро статистики, касающийся указанной программы. Согласно отчету, объема нефти в хранилищах, построенных на первом этапе, хватило бы для удовлетворения внутреннего спроса в течение 9 дней, тогда как власти планируют довести этот показатель до 90 дней.
После недавнего крупного пополнения стратегических запасов хватит на удовлетворение спроса в течение 40 дней, сообщает Саймон Пауэлл, аналитик CLSA. Если учитывать и коммерческие запасы, этот показатель достигнет максимума 50 дней, говорят в инвестиционном банке North Square Blue Oak со ссылкой на производственные статистические данные. По оценкам банка, в результате падения цен покупки нефти обошлись Китаю на несколько миллиардов долларов дешевле.
Учитывая замедление роста спроса, борьба нефтедобывающих стран за китайский рынок, и без того ожесточенная, лишь усилится.
«Рост импорта нефти уже не такой активный как раньше, поскольку замедлился рост спроса», — говорит Сушант Гупта, аналитик Wood Mackenzie. «Нефтедобывающим странам) придется сражаться за долю на рынке и устанавливать более конкурентоспособные цены», — добавляет он.
Так, в прошлом году экспорт нефти из Саудовской Аравии в Китай снизился на 8%, поскольку он увеличил экспорт из России и других стран. В ответ на это королевство сделало скидку для азиатских потребителей, отмечают рыночные аналитики.
Северная Америка резко сократила закупки нефти из Западной Африки, поэтому Нигерия и ряд других нефтедобывающих стран региона все больше нацелены на китайский рынок. Согласно данным, в 2014 году Китай стал крупнейшим в мире импортером африканской нефти. Добыча увеличилась, однако замедление роста экономики Китая и неопределенные перспективы спроса указывают на невозможность потребления всей предложенной нефти. В африканских портах стоят танкеры с нераспроданной нефтью.
«Интересно проследить за дальнейшей ситуацией в Китае», — говорит Ян Тэйлор из Vitol Group. «Потребление энергоносителей в этой стране заметно снижается», — добавляет он.
|